Нейропластичность и инсульт

Мозг восстанавливается даже после тяжелого инсульта

Мозг восстанавливается даже после тяжелого инсульта

Интерес Пола Бач-и-Риты к восстановлению мозга возник под влиянием удивительного выздоровления его собственного отца, каталонского поэта и филолога Педро Бач-и-Риты, после перенесенного им инсульта. В 1959 году у Педро (он был в то время шестидесятипятилетним вдовцом) случился инсульт, в результате которого наступил паралич лица и половины тела, а также потеря речи.

Врачи сказали брату Пола Бач-и-Риты, Джорджу (ныне он калифорнийский психиатр), что у его отца нет надежды на выздоровление и что Педро придется поместить в специальное лечебное учреждение. Вместо этого Джордж, который в то время изучал медицину в Мексике, перевез парализованного отца из Нью-Йорка, где тот жил, к себе в Мексику и поселил у себя в доме. Сначала Джордж попытался организовать для отца восстановительное лечение в Американо-Британском госпитале, который предлагал только стандартный четырехнедельный курс реабилитации, так как в те годы никто не верил в пользу продолжительного лечения. Спустя четыре недели состояние отца ничуть не улучшилось. Он по-прежнему оставался беспомощным: его приходилось сажать на унитаз и снимать с него, а также мыть под душем, что Джордж выполнял с помощью садовника.

«К счастью, он был некрупным мужчиной, весившим всего сто восемнадцать фунтов[15], так что мы могли с ним справиться», — говорит Джордж.

Джордж, хотя и изучал медицину, ничего не знал о реабилитации, и этот его пробел оказался для семьи настоящим благословением: Джорджу удалось добиться успеха благодаря нарушению всех существующих правил — благодаря свободе от пессимистических теоретических представлений.

«Я решил, что вместо того чтобы учить отца ходить, я должен прежде всего научить его ползать. Я сказал: „Мы начинаем свою жизнь, ползая по полу, теперь тебе придется снова некоторое время поползать“. Мы купили ему наколенники. Сначала мы держали его так, чтобы он опирался на все четыре конечности, но его руки и ноги действовали не очень хорошо, поэтому это требовало большого напряжения». Затем Джордж заставил отца ползать самостоятельно, опираясь парализованным плечом и рукой о стену. «Это ползание вдоль стены продолжалось несколько месяцев. Когда он добился определенных успехов, я даже заставлял его ползать в саду, что привело к проблемам с соседями: те говорили, что неправильно и неприлично заставлять профессора ползать как собаку. Я мог воспользоваться только одной моделью — моделью обучения маленьких детей. Поэтому мы играли в разные игры на полу, во время которых я катал маленькие шарики, а он должен был их ловить. Или мы разбрасывали по полу монеты, а отец старался поднять их своей плохо действующей правой рукой. Все, что мы пытались делать, было связано с превращением реальных жизненных ситуаций в упражнения. Так мы придумали упражнение с тазами. Отец держал таз здоровой рукой и заставлял свою немощную руку (она плохо поддавалась контролю и совершала судорожные толчкообразные движения) двигаться по кругу: пятнадцать минут почасовой и пятнадцать минут против часовой стрелки. Края таза удерживали его руку. Мы продвигались вперед небольшими шагами, каждый из которых накладывался на предыдущий, и понемногу ему становилось лучше. Через некоторое время отец начал помогать мне в разработке последующих этапов. Он хотел достичь той точки, когда сможет сесть и поесть со мной и другими студентами-медиками». Занятия проходили ежедневно и длились по множеству часов, но постепенно Педро перешел от ползания к передвижению на коленях, затем стоячему положению тела и в конце концов ходьбе.

Своей речью Педро занимался самостоятельно, и примерно через три месяца появились первые признаки ее восстановления. Несколько месяцев спустя у него возникло желание вернуть себе способность писать. Он садился перед печатной машинкой, помещал средний палец на нужную клавишу, а затем опускал всю руку, чтобы ее нажать. Научившись справляться с этой задачей, он начал опускать только кисть и, наконец, пальцы, каждый в отдельности. Со временем он снова сумел нормально печатать.

К концу года здоровье Педро, которому на тот момент было шестьдесят восемь лет, восстановилось настолько, что он вернулся к преподаванию в Сити-колледже в Нью-Йорке. Ему нравилась его работа, и он занимался ею до тех пор, пока не вышел на пенсию в возрасте семидесяти лет. После этого он временно выполнял обязанности преподавателя в Университете штата в Сан-Франциско, еще раз женился и продолжал работать, а также путешествовал. Он вел активный образ жизни еще семь лет после инсульта. Посещая своих друзей, живущих в Боготе в Колумбии, он поднялся высоко в горы. На высоте девяти тысяч футов[16] у него случился инфаркт, и вскоре после этого он умер. Ему было семьдесят два года.

Я спросил Джорджа, понимает ли он, насколько необычным было выздоровление его отца после перенесенного инсульта, и думал ли он в то время, что это выздоровление результат пластичности мозга.

«Я рассматривал то выздоровление исключительно с точки зрения заботы о папе. Однако Пол в последующие годы говорил о произошедшем в контексте нейропластичности. Правда, это началось не сразу, а после смерти отца», — ответил он.

Тело Педро было доставлено в Сан-Франциско, где работал Пол Бач-и-Рита. Это случилось в 1965 году, когда еще не умели делать сканирование мозга, поэтому в те дни было принято проводить аутопсию, она была единственным способом, позволяющем врачам изучить заболевания мозга и понять причину смерти пациента. Пол попросил доктора Мэри Джейн Агилар провести аутопсию тела отца.

«Несколько дней спустя Мэри Джейн позвонила мне и сказала: „Пол, приезжай. Мне нужно кое-что тебе показать“. Когда я добрался до старого Стэндфордского госпиталя, то увидел лежащие на столе предметные стекла, на которых находились срезы тканей мозга моего отца».

Он застыл в молчании.

«У меня возникло чувство отвращения, но в то же время я понимал возбужденное состояние Мэри Джейн, потому что стекла показывали, что в результате инсульта ткани мозга отца получили огромные повреждения и что восстановить сами ткани было совершенно невозможно, даже несмотря на то, что Педро удалось восстановить все функции своего организма. Я был просто ошеломлен. Я потерял дар речи. Я думал: „Вы только посмотрите на все эти повреждения“. В эту минуту Мэри Джейн сказала: „Как вам удалось добиться его выздоровления при таких повреждениях?“»

Изучив стекла более внимательно, Пол обнаружил, что повреждения затронули, главным образом, ствол головного мозга — участок мозга, наиболее близкий к спинному мозгу, — и что инсульт также разрушил другие важные центры в коре, контролирующие движение. Девяносто семь процентов нервов, идущих от коры больших полушарий к позвоночнику, были уничтожены, и эти катастрофические повреждения стали причиной паралича.

«Я понял, что это означает, что во время занятий отца с Джорджем его мозг каким-то образом полностью реорганизовал сам себя. До этого момента мы не знали, насколько удивительным было выздоровление отца, потому что не имели ни малейшего представления о степени повреждения, так как в те дни не существовало сканирования мозга. В случае выздоровления людей мы склонны в первую очередь предполагать, что повреждения были не очень серьезными. Мэри Джейн хотела, чтобы я стал соавтором работы, которую она написала о случае моего отца. Я не смог этого сделать».

История отца Пола стала полученным из первых рук доказательством того, что даже в случае массивного поражения мозга у пожилых людей может наступить выздоровление. Однако после изучения поражений тканей мозга отца и анализа специальной литературы Пол нашел другие свидетельства, указывающие на то, что мозг способен к самореорганизации для восстановления своих функций после тяжелого инсульта. Он обнаружил, что еще в 1915 году американский психолог Шеперд Айвори Франц сообщал о случаях позднего выздоровления пациентов, которые были парализованы в течение двадцати лет, благодаря стимулирующим мозг упражнениям.

Использованные источники: med.wikireading.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Комплекс физической реабилитации при инсульте

  6 месяцев после инсульта дальше что

  Нии неврологии лечение инсульта

На острие науки. Научные сенсации. Нейропластичность мозга.

Обзорная статья о таком свойстве мозга как нейропластичность, ее использовании в реабилитации, о первых исследователях данной темы и подтверждениях их наработок, появившихся в последние годы.

На основе статьи Эйлен Бах-и-Риты, сертифицированного Фельденкрайз-практика.

Нейропластичность — это способность нейронов и нейронных сетей в мозге изменять связи и поведение в ответ на новую информацию, сенсорное стимулирование и другой опыт.

Эта способность имеет прямой практический эффект, который знаком многим, но лишь недавно стал предметом целенаправленных исследований: наш мозг любит учиться. Он прямо-таки оживает, когда вы приобретаете навыки игры на музыкальных инструментах, разучиваете новый танец или с интересом занимаетесь иностранным языком. Точно также положительно влияет на мозг осознанная деятельность, например, уроки Осознавания через движение.

Чтобы чему-либо научиться, вам необходимо сфокусировать внимание на стоящей перед вами задаче. Нужно действовать медленно и целенаправленно, думая о том, что вы делаете, осваивая новый навык. Без этой концентрации внимания вы не сможете приобрести умение или углубить ваши знания в какой-либо области.

Концентрация и практика новых занятий вызывает изменения мозга, создание новых связей между миллиардами клеток и выработку сенсорно-моторных карт для каждой новой деятельности. Даже когда вы просто представляете себе движение, визуализируя его в уме, изменения мозга могут быть измерены и видимы на позитронно-эмиссионной томографии. Клетки мозга и нервы изменяют свой внешний вид и функции, растут, уменьшаются, соединяются друг с другом совершенно новым образом и разрывают старые связи, обмениваются обязанностями и функциями — все это позволяет нам использовать части мозга для непривычных задач, осваиваться в различных ситуациях, возникающих в течение насыщенной событиями жизни.

На сегодняшний день ученые доказали, что мозг не только способен к богатой и неожиданной реорганизации, но также производит новые нейроны в любом возрасте. До 1998 года считалось, что мы рождаемся с миллиардами нейронов, которые постепенно отмирают с возрастом и что новые клетки никогда не создаются. На самом деле мы рождаемся и умираем с миллионами неиспользуемых, несформированных стволовых клеток в нашем мозге. Потенциал к преобразованию данных клеток в нейроны существует в течение всей нашей жизни, раздвигая границы того, что мы прежде считали возможным, особенно в области здоровья и восстановления от травм и заболеваний.

Двое ученых из очень разных областей предположили свойство нейропластичности и обнаружили, что мозг способен на гораздо большее, чем долгое время считалось, а затем использовали это свойство на практике, каждый своим путем.

Одним из первых был Моше Фельденкрайз, доктор наук, инженер, физик и дзюдоист, научивший себя ходить заново после серьезной травмы колена в 1940-х годах несмотря на пессимистичные прогнозы врачей. Благодаря своему опыту переобучения и процесса реабилитации он создал элегантный и экономичный метод работы с телом, использующий фокусированное внимание и движение, который помог тысячам людей преодолеть последствия аварий, болезней и травм.

Он не достиг бы успеха, если бы мозг не обладал свойством пластичности и способностью усваивать новые способы совершения действий. Уроки в методе Фельденкрайза представляют собой грамотно выстроенные последовательности движений, созданные для наибольшей эффективности обучения за счет использования интереса, новизны возникающих задач и их постепенного усложнения — как было обнаружено позже, именно такие качества стимулируют пластичность мозга. Уроки выполняются с полным вниманием, которое тоже в буквальном смысле «меняет» мозг, они воспроизводят комплексные нелинейные стратегии, которые мы осваиваем в процессе моторного развития с момента рождения до десяти лет. Все эти факторы в совокупности способствуют развитию более высокого уровня самоорганизации и совершенствованию навыков.

Моше спрогнозировал пластичность мозга исходя из собственной работы с людьми, наблюдений за детьми, обучающимися движению, а также из анализа огромного количества научных источников.

Эта концепция оставалась недоказанной до тех пор, пока он не встретил другого ученого, доктора Пола Бах-и-Рита в конце 1970-х.

Пол Бах-и-Рита (Paul Bach-y-Rita — статья в англоязычной википедии) (1934 — 2006), доктор и кандидат наук, нейрофизиолог, был уверен в пластичных свойствах мозга задолго до того, как их существование можно было доказать и задолго до того, как нейропластичность стали принимать во внимание в исследованиях мозга. Он был во многом отцом идеи нейропластичности.

Я встретила Пола в 1960-м году, за пять лет до того, как он доказал, что мозг может замещать одно исчезнувшее чувство другим. Он поделился со мной этой догадкой в день нашего знакомства и меня заинтересовали его идеи. Мы были женаты между 1960 и 1976 годами, в этот период я наблюдала за его экспериментами собственными глазами.

Инсульт, наполовину парализовавший и лишивший речи его отца, заставил Пола изучать реабилитацию мозга. Брат Пола Джордж Бах-и-Рита, психиатр по профессии, без устали работал, чтобы разработать терапевтические меры для восстановления их отца, которые в итоге оказались столь успешны, что тот полностью восстановился в 68 лет, смог жить нормальной полной жизнью и даже заниматься альпинизмом. Этот опыт стал для Пола главным доказательством того, что «поздняя реабилитация» могла иметь место даже при серьезном поражении мозга у пожилых людей. После того, как его отец сумел восстановиться от последствий разрушительной болезни, Пол решил изучать нейропластичность у людей с нарушениями функций мозга.

Позже я начала помогать ему в этой работе, сначала разработав программу восстановления для людей, имевших диагноз «перманентный паралич», а затем возглавляя эту программу. Мы остались друзьями и коллегами на всю жизнь.

Эксперимент Пола Бах-и-Рита по замене сенсорного восприятия опроверг теорию о том, что клетки, относящиеся к органам слуха, используются только для восприятия звука, визуальные клетки отвечают только на свет, форму и цвет, а кожа и ее сенсорные рецепторы используются только для восприятия прикосновения. Его эксперимент доказал, что вам даже не нужны клетки мозга, соединенные в синаптические структуры, чтобы позволить электрическому импульсу перейти от клетки А к клетке Б. Даже после повреждения тканей мозга, разрушившего тысячи клеточных ядер или соединяющие нервные узлы, электрический импульс одной клетки мог передаваться очень медленно через жидкость в мозге и вызывал ответ далеко от исходной клетки, хотя и с гораздо большей задержкой, чем обычно. Пол назвал это свойство мозга пространственной передачей.

Открытие нейропластичности не было оценено и не применялось в науке и реабилитации в 1970-х — 80-х нигде, кроме метода Фельденкрайза и двух пилотных проектов по восстановлению от инсультов и травм головы, которые я создала и вела для Пола в 1975 и 1978 годах. До 1990-х годов «исследования нейропластичности не представляли интереса для других ученых».

Моя встреча с Моше произошла в 1977 году. Лишь спустя 30 лет после нее исследования нейропластичности показали, что акт мышления, также как и акт воображения движения или чувства изменяет мозг, это позволяет нам вырабатывать новые навыки.

В 2004 году Пол организовал пилотный проект с использованием уроков Осознавания через движение в качестве основного способа терапевтического воздействия для функционального восстановления после травм головы. Проект имел место на курорте и также включал в себя ежедневное использование компьютерной игры, которую он разработал для людей, перенесших инсульт, и долгие часы для отдыха и игр. В проекте участвовало шесть человек. Все они безрезультатно пробовали заниматься физиотерапией как минимум год до того, как попали к нам, и у них уже не оставалось надежды на восстановление.

Моше Фельденкрайз и Эйлен Бах-и-Рита

Группа встречалась в течение двух недель. Я работала с участниками с помощью развивающих последовательностей движений из метода Фельденкрайза в течение часа два раза в день, а также учила их представлять в воображении те движения, которые были слишком сложны или их было трудно выполнить сразу.

Каждый человек в группе обучился заново как минимум двум, а иногда и больше, моторным навыкам и уменьшил головную боль, которая присутствовала со времен травмы, или вовсе избавился от нее. Участники также выразили свою признательность за новое осознавание тела и движений в результате этих занятий.

Один из лидеров «революции нейропластичности» последних лет, почетный профессор нейробиологии университета Калифорнии и автор множества работ на эту тему, Майкл Мерзеник (Michael Merzenich — статья в англоязычной википедии) занимается созданием различных программ и продуктов, использующих свойство нейропластичности для реабилитации и развития навыков.

Сопоставляя свои разработки и подход Фельденкрайза в своем интервью (англ. яз) он отмечает, что «его собственные взгляды на эту тему очень схожи с тем, как вы [практики метода Фельденкрайза] смотрите на эти вещи. У нас практически нет разногласий».

Признание за блестящие открытия пришло к Моше Фельденкрайзу слишком поздно. Большинство исследований, подтвердивших его работу, были опубликованы после его смерти в 1984 году. И пока мы все были заняты своими делами, время его идей пришло.

Использованные источники: www.b17.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Комплекс физической реабилитации при инсульте

  6 месяцев после инсульта дальше что

  Нии неврологии лечение инсульта

  Что нить при инсульте

Нейропластичность. Как управлять мозгом

Нейропластичность — термин, обозначающий способность человеческого мозга к функциональной и физической самореорганизации. Другими словами, под воздействием нового опыта он может изменять «настройки», данные природой, и улучшать качество жизни. Долгое время ученые отрицали этот факт, утверждая, что невозможно выйти за рамки, которые были установлены в период развития в детском возрасте.

Последние исследования вызвали бурю эмоций среди нейробиологов во всем мире: при определенных условиях мозг продолжает развиваться и во взрослом возрасте, адаптируясь к изменениям окружающей среды, событиям и используя все возможности для улучшения почти каждого жизненного аспекта. Именно благодаря пластичности мозга человек успешно восстанавливается после перенесенного инсульта или тяжелой травмы, а врожденные аномалии и сложные повреждения далеко не всегда фатальны.

Что происходит в мозге ребенка по мере взросления

Человеческий мозг — это огромное количество нейронов, из которых формируются отдельные участки, и многочисленная армия синапсов, связывающих их между собой. У взрослого человека нейроны покрыты миелином — особой оболочкой, делающей связь между ними намного эффективнее. Каждая область мозга отвечает за свой участок. У детей и взрослых активность определенных зон значительно различается.

С момента появления крохи на свет в мозговом веществе уже содержится определенное число нейронов, однако они обособлены друг от друга. В процессе общения с людьми, взаимодействия с окружающим миром начинается формирование сложной структуры человеческого мозга. Получаемый опыт активирует нейроны и создает синаптические связи, каждую секунду их образуется до 2 миллионов! Как только малыш начинает осознавать связь событий (яркость и звук погремушки, сосание груди и насыщение из бутылочки с соской), нейроны начинают ветвиться и взаимодействовать между собой. Синапсы напоминают растущее дерево со множеством ветвей и мелких веточек.

depositphotos.com Автор: [email protected]

Главная задача мозга в первые годы жизни — создать прочную основу, от качества которой будет зависеть психическое здоровье и способность к обучаемости, склонность к вредным привычкам и поведенческие реакции во взрослой жизни. Конечно, роль генетики в интеллектуальном уровне ребенке достаточно велика, однако наследственность определяет только потенциал мозгового развития. Теперь уже доказано, что формирование мозговой структуры зависит от особенностей окружающей среды, куда малыш погружен после появления на свет.

Мозг, развивающийся под звуки скрипки и поэтических строк, будет отличаться от мозга, растущего в окружении новейших технологий ребенка. Тем более он будет отличаться от мозга детей, первые годы своей жизни проводящих в состоянии стресса и под аккомпанемент постоянных ссор. Если ребенок регулярно испытывает страх, даже при обеспечении возможностей для развития он не сможет ими воспользоваться. Мозг не будет способен развиваться, так как задействует только отвечающие за безопасность и выживание функции. Лишь после устранения причины стресса возобновляется работа обучения и мышления. В период активного роста, под влиянием окружающей среды и постепенно приобретаемого опыта, происходит становление способности к обучению и уровня интеллекта.

Первые 5 лет жизни идет поочередное развитие сенсорных зон: для зрительного и слухового восприятия, языковых навыков, познавательных функций. Позднее невостребованные связи между синапсами будут удалены, а пока, до 3 лет, очень важно насытить жизнь малыша новыми впечатлениями и положительными эмоциями, развивать речь и приобщать к разноплановым занятиям. Это стимулирует развитие мозга, ускоряет его полноценное формирование. В этот период малыш способен как освоить несколько языков, так и приобрести проблемы с речью. При недостаточном внимании и отсутствии общения возможно возникновение задержки в развитии, что происходит за счет неполного формирования некоторых зон головного мозга.

Развитие синаптических связей можно разделить на несколько возрастных периодов:

  • от 0 до года — формируются основные пять чувств, развиваются моторные навыки, действует бессознательная память;
  • 1—3 года — развивается сознательная память, формируется структура мозга. В 3-летнем возрасте объем его составляет 80% от взрослого, заложены восприимчивость к обучению и способности к социальному взаимодействию. Это самый стремительный и результативный период нашей жизни;
  • 3—10 лет — образование связи между нейтронами замедляется, однако активность мозга в два раза больше, чем у взрослых людей, а способности примерно сопоставимы. Созданные ранее связи постепенно «консолидируются», для предстоящей жизни остаются лишь наиболее значимые и часто используемые. С 8 лет начинает развиваться абстрактное мышление и логика;
  • от 11—14 лет — образуется миелиновый слой, ненужные связи деактивируются, идет процесс расстановки приоритетов, самооценки и решения других важных задач. Полное созревание мозга завершается примерно к 25 годам. Однако это совсем не означает начало его старения — способности мозга изменяться и восстанавливаться поистине безграничны!

По мере взросления сложное переплетение случайностей, генов и опыта формирует в мозге то, что называется личностью: привычки, симпатии/антипатии, умственную деятельность. В течение длительного времени считалось, что человек не в состоянии повлиять на работу мозга, а различные нарушения не поддаются коррекции. Но, к счастью, ученые ошибались. Например, Майкл Мерцених, известный нейроученый из США, разработал уникальную методику для лечения нарушений речи. Американский нейрофизиолог Пол Бач-и-Рита — создатель аппаратов для потерявших зрение людей. В основе интересной методики лежит преобразование сенсорных сигналов в зрительные. Таким образом, научно доказано: мозг способен изменяться и приспосабливаться к выживанию в мире, где существует его обладатель.

Мозг и тело — кто кем управляет

Поведение человека обусловлено динамическим взаимодействием мозга и тела. Первому подчинены бодрствование и сон, поиск пропитания и движение, дыхание и даже настроение. Может ли тело влиять на мозг и в чем заключается их взаимодействие? Телесный опыт — важная составляющая нейропластичности. Последние исследования убедительно доказали, что тело оказывает такое же влияние на мозг, как и обратное воздействие. Каждая часть тела проецируется в мозге и представлена определенным количеством нейронных соединений. Усиленная тренировка каких-то навыков увеличивает «мозговые карты» и наоборот, отсутствие их использования приводит к потере уже достигнутого умения.

При повреждении нерва руки мозг переключает свою деятельность на решение более актуальных задач. Но в ситуации, когда человек может использовать лишь обездвиженную конечность, через некоторое время мозг восстанавливает утраченные связи. Эта уникальная способность может использоваться для реабилитации после паралича .

Это свойство мозга и способность к самореорганизации прекрасно продемонстрировала уникальная история болезни отца упомянутого выше Пола Бач-и-Рита. Перенеся обширный инсульт, мужчина потерял способность разговаривать и двигаться. Возвращение к полноценной жизни происходило постепенно, через упорное усваивание начальных навыков: повторения отдельных звуков и лишь позднее слов, попытки удержать в руке предмет, ползания и ходьбы. Нейропластичность мозга, даже при наличии повреждения обширной области, помогла ему победить болезнь и вернуться к любимой профессии.

Еще один пример взаимодействия мозга и тела, доказанного исследованиями и опытами Майкла Мерцениха. При повреждении нерва руки мозг переключает свою деятельность на решение более актуальных задач. Но в ситуации, когда человек может использовать лишь обездвиженную конечность, через некоторое время мозг восстанавливает утраченные связи. Эта уникальная способность может использоваться для реабилитации после паралича, и здесь, в связи с последними открытиями, открываются интересные возможности для более масштабных исследований.

depositphotos.com Автор: lufimorgan

Помогают ли игры повысить интеллект

Многочисленные предложения в Интернете, ссылаясь на научные подтверждения нейроспециалистов, твердо гарантируют: скачав игру или приложение и регулярно используя новинку, вы сможете дать толчок стремительному развитию творческих способностей и даже повысить интеллект. К сожалению, нейроученые не подтверждают таких связей, так что красочная реклама — очередной обман. Ведущиеся в этом направлении исследования пока не увенчались успехом, однако некоторые выводы достаточно интересны. Например, нейрофизиолог из Ирландии Элеанор Магуайер убедительно доказала, что развитие мозга напрямую зависит от процесса обучения. Новые полученные знания сопоставляются с имеющейся базой, активизируют мозг, развивают память, повышают потенциал и в конечном итоге значительно улучшают качество жизни. Однако учение несет не только положительную динамику для мозга.

Чтение или спорт

Увлекаясь интенсивным обучением и проводя долгие часы за компьютером или книгами, человек вмешивается в процесс кровоснабжения мозга и получает совсем не ожидаемый результат: интеллектуальный орган начинает испытывать недостаток кислорода и снижает свою активность. Вспомните, как часто обычное постукивание ногами, машинальное ерзанье, бессмысленные рисунки помогали сосредоточиться и пробудить память. Но это лишь отвлекающие, обманывающие мозг факторы. Реальную пользу приносят аэробные занятия, бег, выполнение нехитрых физических упражнений. Занятия спортом способствуют росту нейронов, а значит, и развитию мозга, улучшению памяти, способностей к обучению. Более подробно об этом феномене можно узнать из книги о нейропластичности под авторством Венди Сузуки, ученицы Мэрион Даймонд.

Можно ли заставить мозг слушаться

Нейропластичность мозга — важное открытие, способное в корне изменить нашу жизнь. Как оказалось, даже умственно отсталый человек способен стать ученым, прекрасным специалистом в выбранной области, обладателем исключительной памяти. В течение всей жизни человеческий мозг сохраняет способность к овладению новыми навыками, изучению иностранных языков, обучению игре на музыкальных инструментах, положительному изменению качества своей жизни.

Границы нейропластичности пока не изучены до конца, однако это уникальное свойство может привести как к положительным изменениям в жизни, так и свести имеющиеся способности к минимуму. На структуру мозга оказывают влияние ваши активность и мотивация, полученные травмы и медитация, ежедневные занятия и даже надоедливая реклама. Обучение способно перенастроить на совершенно неприемлемые ранее эмоции и потребности. Эту возможность можно использовать как во благо, так и во вред.

Научитесь правильно выбирать цель, овладевайте новыми знаниями, осваивайте мастерство позитивного мышления и медитации, не отступайте перед жизненными трудностями. Только в этом случае мозг получит возможность развиваться.

Многочисленные исследования в этой области неизменно вызывают жаркие дискуссии, однако каждое новое открытие приоткрывает завесу над очередной тайной взаимодействия мозга с окружающей действительностью. Пока изменения убеждений и эмоций происходят практически бесконтрольно. Интерактивные технологии позволяют рекламе коренным образом изменить наше мнение, а пропаганде — сделать агрессивным и подтолкнуть к свершению чуждых ранее поступков. Между тем нейропластичность мозга можно широко использовать в благих целях: при восстановлении после инсультов и травм, для максимальной реализации в жизни, изменения привычек или профессии.

Однако пассивно ожидать перемен не стоит. Важно осознавать, что мозг оказывает поддержку и помогает выполнять регулярные действия. Даже если работа вам не нравится, соответствующие его участки увеличиваются и помогают выполнять ее более эффективно. Чтобы изменить жизнь на всех уровнях с помощью влияния на мозг, придется приложить определенные усилия. Научитесь правильно выбирать цель, овладевайте новыми знаниями, осваивайте мастерство позитивного мышления и медитации, не отступайте перед жизненными трудностями. Только в этом случае мозг получит возможность развиваться, а вы, направив его в нужном направлении, можете рассчитывать на улучшение своих когнитивных функций.

Использованные источники: zoj.kz

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Нии неврологии лечение инсульта

  Комплекс физической реабилитации при инсульте

  6 месяцев после инсульта дальше что

Роль пластичности мозга в постинсультной реабилитации

Вы можете задать вопрос «что такое нейропластичность?» самым разным специалистам, и это понятие будет объяснено ими по-разному. Цель этого сайта состоит не в том, чтобы быть скрупулезно точным в медицинском жаргоне, который окружает пациента после инсульта, но скорее в том, чтобы просвещать людей о реабилитации после инсульта в бытовых условиях. В восстановлении после инсульта, нейропластичность, в основном, относится к способности мозга внести изменения в свою деятельность или реорганизовать себя после повреждения. Различные исследования, за последние десять лет показали, что зрелый мозг может «внести изменения в свою деятельность» сам, когда он поврежден. Исследования также показали, что зрелый мозг может создавать новые нейроны, используя свою способность, которая называется нейрогенез. Эти новые нейроны для того, чтобы выжить требуют поддержки от соседних клеток, крови и связи с другими нейронами. Для того, чтобы реально изменить мозг, в период реабилитации должны быть выполнены определенные требования, касающиеся нейрогенеза и пластичности. Реабилитация с применением принципов нейропластичности требует повторения упражнений и определения их перечня, чтобы быть эффективной. Для постинсультного пациента это означает, что часового посещения (или даже 3-х часового) не достаточно, чтобы вызвать нейропластические изменения в мозге. Люди, перенесшие инсульт должны думать о физиотерапии, трудотерапии и лечении у логопеда, в качестве дополнения к основному лечению для восстановления после инсульта. Для человека, перенесшего инсульт, непрерывное восстановление с использованием пострадавших частей тела и мозга, в дополнение к повседневным сеансам лечения, является движением в верном направлении.

Хорошим сравнением для реабилитации после инсульта было бы то, как человек учится умножению. Учитель не только показывает таблицу умножения, несколько раз своим ученикам, чтобы они усвоили принцип построения таблицы. Вместо этого, ученики практикуются в умножении снова и снова, чтобы лучше узнать и освоить умножение. Ребенок не учиться ходить ночью. Это требует большой практики. Игрок в бейсбол не станет профессионалом, просто сыграв несколько раз в бейсбол. Вы должны контролировать процесс восстановления после инсульта, и будьте готовы вкладывать много времени и энергии, если вы хотите видеть перемены, особенно после инсульта средней тяжести и тяжелого. Очень важно продолжать использовать навык, после того как вы освоили его. Если Вы не будете пользоваться вновь приобретенным навыком, то легко потеряете его.

Обратите внимание, что пластичность не означает, что Вам нужно выполнять поставленные задачи снова и снова, и выполнить их все. Инсульт — это гораздо сложнее. Разные участки мозга, контролируют различные функции тела, и мозг адаптируется к повреждениям определенных участков лучше, чем других. Ученые выявили определенные зоны мозга, которые осуществляют нейрогенез, но не указали их в разных областях мозга. Если вы хотите больше узнать об особенностях поразившего вас инсульта, попросите вашего невропатолога рассказать, какие именно участки мозга были затронуты. Невролог также будет в состоянии сказать вам, с какими проблемами вы можете столкнуться, узнав, какие осложнения (напр. неразборчивая речь, проблемы со зрением, головокружение, трудности сохранения равновесия и др.) у вас уже есть. Вы можете и дальше совершенствовать программу своей реабилитации, специально нацеливая ее на проблемы, вызванные вашим инсультом.

На мой взгляд, нейропластичность не обязательно приводит к изменению упражнений и лечебной активности в реабилитационный период после инсульта, а скорее подчеркивает, что необходимо более частое повторение и выполнение конкретных задач. Пожалуй, наиболее широко применяется лечение, основанное на нейропластичности,- это лечение индуцированным принуждением. Лечение индуцированным принуждением включает в себя принуждение к движению не затронутой инсультом (или более сильной рукой), а вместо этого, использование пострадавшей или более слабой руки чаще и интенсивнее. Существуют некоторые положительные результаты научных исследований, касающиеся лечения индуцированным принуждением, однако, это требует много сил и терпения от инсультного больного. Существуют некоторые другие методы лечения, которые могут помочь мозгу внести изменения в свою деятельность. Они включают интерактивный метроном, переподготовку мозга с применением программного обеспечения и веб-сайтов, лечение зеркальным шкафом, и роботизированные устройства и устройства помогающие корректировать походку. Все эти методы помогают повторению движений.

Дальнейшие исследования в области пластичности мозга и реабилитации после инсульта по-прежнему необходимы. Ученые доказали, что внести изменения в свою деятельность мозг может. К сожалению, было разработано лишь ограниченное количество реабилитационных упражнений, имеющих целью нейропластичность. Однако, люди, перенесшие инсульт, вооруженные знанием, о том, что мозг способен внести изменения в свою деятельность, используя повторение, могут улучшить свое восстановление после инсульта, применяя эту концепцию в своей повседневной жизни. Помните, лечение является дополнением к выздоровлению. Вы не можете посещать сеансы психотерапии и ожидать положительных результатов без применения того, чему вы научились.

Использованные источники: life-after.ru