Работа логопеда после инсультов

Восстановление речи после инсульта в домашних условиях — медикаментозное и логопедическое лечение

Нарушение процесса кровоснабжения головного мозга влечет за собой неприятные последствия для человека. Одним из распространенных осложнений инсульта являются проблемы с речью или пониманием того, что говорят другие люди. Работа с логопедом, специальные упражнения и медикаментозная терапия помогают постепенно вернуть способность полноценно общаться.

Нарушение речи при инсульте

У людей, перенесших инсульт, часто развивается нарушение речевой функции. Патологическое состояние медики называют афазией. Этим термином обозначают приобретенное нарушение или отсутствие речи у человека, которое развивается на фоне инсульта ишемического или геморрагического. При этом большое значение имеет локализация поражения отделов мозга.

На интеллекте человека афазия никак не сказывается. Близким важно это осознавать. Если относиться к человеку с нарушением речи после инсульта, как к слабоумному, у него разовьется депрессия. Состояние связано только с речевым аппаратом. Потеря навыка становится серьезным препятствием для возвращения к нормальной жизни и общения с другими людьми. Успешное восстановление речи после ишемического инсульта возможно только при соблюдении всех рекомендаций врачей и моральной поддержке пациента близкими.

Причины

Чтобы понять, как бороться с патологическим состоянием, важно понять причину его появления. Потеря способности говорить на фоне ишемического или геморрагического инсульта возникает из-за поражения речевого центра в коре головного мозга. Располагается он в левом полушарии у правшей или в правом у левшей. Существуют также патологии, при которых повреждается лобно-височная доля, мозжечок и другие отделы головного мозга. Часто больные после инсульта не могут разговаривать, писать, читать, воспринимать обращенную к ним речь (при сенсорной афазии).

Если поражена теменная или лобная доля, то у пациента развивается моторная афазия. Для этого типа нарушения характерно рассогласование речевых двигательных команд головного мозга. Человек воспринимает чужую речь, при этом сам молчит или изъясняется односложными предложениями. Длинные фразы и развернутые ответы в этом случае пациенту непосильны, а при моторной афазии возбновление речевых навыков происходит сложно. У больного развивается паралич глотки, губ, гортани, языка, голос становится глухим. Человек не может быстро говорить, невнятно произносит согласные.

Виды нарушений

Прежде чем начать восстановление речи у пациента, который перенес инсульт, важно определить тип нарушения. Патология проявляется не только в виде афазии, но и в виде таких явлений, как дизартрия, диспраксия. У некоторых больных развивается сразу несколько типов расстройств речевой функции. Самой распространенной формой является афазия. Для нее характерна потеря способности к чтению, письму, пониманию речи других людей. Состояние никак не сказывается на интеллекте больного.

Афазия делится на несколько видов. Основные представлены ниже:

  1. Сенсорная (рецептивная, акустико-гностическая, беглая афазия с поражением речевого центра Вернике). При этом типе патологии у человека после инсульта возникают проблемы с пониманием чужой речи.
  2. Моторная (эфферентная, экспрессивная, афферентная) При этом поражается речевой центр Брока. Для этого типа нарушения характерна невозможность произнести ни звука, притом что пациент распознает и понимает чужую речь.
  3. Семантическая (смысловая). Для этого типа патологического состояния характерно нарушение понимания смысла фраз, которые соединяются с помощью предлогов, союзов. Больной хорошо говорит, но не видит разницы между словосочетаниями: «брат матери» и «мать брата». Кроме того, пациент может различать на картинках ключ и карандаш, но не выполнить задания: «показать карандашом ключ».
  4. Амнестическая. При этой форме патологии больной забывает названия предметов. Вместо этого он описывает, для чего нужна та или иная вещь (ложкой едят, карандашом рисуют и прочее).
  5. Тотальная (смешанная афазия). Этот тип сочетает несколько форм, поэтому человек при такой патологии теряет возможность общаться с окружающими.

Кроме классификации патологических состояний, стоит знать признаки каждого вида. При глобальной афазии больной не воспринимает чужую речь, не может формировать предложения, впадает в депрессию. При сенсорной отмечаются следующие признаки:

  • неспособность понимать окружающих, будто они говорят на другом языке;
  • неспособность понимать смысл произнесенных собеседником предложений;
  • неспособность понимать мысли и слова собеседника, воспринимать посторонние звуки, когда говорить с ним начинают несколько людей;
  • возможность читать, понимать короткие заголовки на фоне неспособности воспринимать остальные тексты;
  • возможность писать, но невозможность понимать самостоятельно написанный текст.

Моторная афазия отличается тем, что возобновление речевых функций при этом типе патологии происходит сложнее. Признаками нарушения является следующее:

  • неспособность издавать любые звуки, произносить слова;
  • пропуск ключевых слов, неспособность построить простое предложение;
  • произношение слов и звуков через большие временные интервалы;
  • проблемы с семантикой (больной произносит «да», когда имел в виду «нет» и наоборот, путает слова);
  • способность описать предметы, но неспособность назвать их;
  • повторение некоторых звуков или букв.

Диспраксия – это состояние, при котором нарушается движение и координация мышц человека, участвующих в произношении звуков. Из-за неправильной работы речевого аппарата больной не может нормально разговаривать. От паралича лицевых мышц эта патология отличается отсутствием парезов. Речевой аппарат при диспраксии может совершать движения, но неправильно. Больные с таким нарушением часто не могут четко проговорить слово, повторяют фразы, чтобы исправить произношение.

Дизартрия – расстройство, которое развивается после инсульта при слабости речевых мышц. Следствием такого патологического состояния становится непонимание чужой речи или проблемы при подборе нужных слов. У больного изменяется голос, теряется способность четко произносить звуки и слоги. При дизартрии нарушается процесс контроля дыхания, поэтому пациент начинает говорить короткими фразами, а не развернутыми предложениями.

Как восстановить речь после инсульта

Пациентам с таким нарушением назначается комплексное лечение. Важно отметить, что восстановление речи после инсульта требует много времени, терпения и сил. Успех лечения зависит не только от терапевтических мер, но и от степени участия самого больного. Для устранения афазии и других подобных нарушений речи используются следующие методы:

  • прием лекарственных препаратов;
  • работа с логопедом;
  • лечение стволовыми клетками;
  • работа с психологом;
  • выполнение упражнений в домашних условиях.

Медикаментозное лечение

Важным пунктом возобновления способности нормально разговаривать после инсульта является медикаментозная терапия. Больным с нарушениями речи назначаются нейропротекторы. Основу таких лекарств составляют антиоксиданты и ноотропные средства, которые применяются с целью защиты нейронов головного мозга больного от новых повреждений и восстановления угнетенных клеток. Препараты помогают ускорить процесс выздоровления пациента и улучшить его состояние. При афазии и прочих речевых нарушениях могут применяться антидепрессанты, как часть комплексной терапии.

Если вовремя провести тромболизис при ишемическом инсульте, то можно предупредить развитие афазии и избежать повреждений клеток головного мозга. Специалисты провели немало исследований и установили эффективность разных препаратов при восстановлении речи. Изучались следующие средства:

  1. Пирацетам – известный ноотроп. Лекарство в составе комплексной терапии способствует быстрому возобновлению речевых функций после инсульта.
  2. Бромокриптин – это стимулятор центральных и периферических допаминовых Д 2-рецепторов. По данным, проведенных исследований, средство не помогает восстановить способность разговаривать при лечении пациентов, перенесших инсульт.
  3. Декстран 40 – это плазмозамещающее средство. При назначении пациентам после инсульта препарат может ухудшить прогноз и результаты лечения речевых патологий.
  4. Моклобемид – препарат относится к ингибиторам МАО (моноаминоксидазы), влияет на процесс окисления мозговых нейронов ферментами, восстановлению способности разговаривать после инсульта не помогает.
  5. Донепезил – популярное средство из группы ингибиторов ацетилхолинэстеразы центрального действия. При лечении афазии препарат положительно влияет на глобальную речевую функцию.
  6. Мемантин – средство от деменции мозга. При использовании в составе комплексной терапии помогает восстановить речь пациентов, перенесших инсульт.
  7. Леводопа – известное противопаркинсоническое средство. При лечении речевых нарушений после инсульта препарат никак себя не зарекомендовал. Мнение специалистов по поводу этого лекарства противоречивы.
  8. Декстроамфетамин – психостимулирующий препарат. Лекарство часто применяют для лечения афазии. В составе комплексной терапии таблетки демонстрируют свою эффективность.
  9. Холинэргические препараты входят в группу атропина. Эффективность этих средств при восстановлении речи у больных, перенесших инсульт, недостаточно изучена.

Речевая реабилитация

После стабилизации состояния пациента, врачи советуют сразу заняться процессом восстановления навыков говорения. Чтобы реабилитация не растянулась надолго, больному назначают логопедические занятия после инсульта с квалифицированным специалистом. Речевая гимнастика корректирует общую артикуляцию, решает имеющиеся проблемы с произношением звуков, построением предложений.

До начала курса реабилитации пациент проходит полное обследование. Чтобы терапия была эффективной, выявляют тип речевого нарушения. На первом занятии с пациентом логопед проверяет реакцию человека на слабые раздражители (шепот и прочее). Вся работа специалиста строится по принципу нарастания уровня упражнений. Методика восстановления навыка говорения подбирается индивидуально, с учетом степени повреждения речевого аппарата.

Специалист строит свою работу на возвращении утраченной функции в несколько этапов. Пациент выполняет задания разной степени сложности:

  • работает с карточками;
  • раскладывает лото;
  • рисует;
  • произносит звуки, слоги, слова.

Компенсация недостатка словарного запаса может осуществляться с помощью жестикуляции. Даже если эффекта от занятий в течение длительного времени нет, работа с логопедом не должна прекращаться. Важно учитывать тип афазии (динамическая, афферентная, амнестическая и прочие). У одного человека сохраняется способность называть предметы, другой может выполнять письменные задания по восстановлению речи. Навык говорения будет быстрее восстанавливаться, если упражнения будут постоянно усложняться.

Занятия с логопедом могут занимать несколько месяцев. Эффективное восстановление речи после инсульта обеспечивает соблюдение следующих правил:

  1. Знакомство логопеда с пациентом, проверка реакции на тихий голос, шепот.
  2. Поэтапное усложнение заданий.
  3. Работа не над произношением, а над восприятием слов в контексте для усвоения общего смысла фраз.
  4. Задания усложняются постепенно.
  5. Выбор тем для занятий с учетом значимой проблемы для пациента.

Врач постоянно делает примечания, учитывает динамику и корректирует схему восстановления навыка. Начальные сеансы длятся не больше 15 минут. Промежутки между занятиями делают с учетом состояния больного. Через 1,5-2 месяца регулярной работы на сеанс отводят уже 30 минут. Домашние занятия возможны только с участием логопеда. Специалист должен постоянно тестировать пациента и давать наставления ему и его близким.

Логопедические упражнения после инсульта в домашних условиях

Главная цель всей терапии – заставить клетки мозга, расположенные в пораженной области выполнять свои функции. С этой целью специалисты рекомендуют регулярно выполнять упражнения для восстановления речи после инсульта. Больному важно постоянно слушать живую речь и общаться с близкими. Пение и скороговорки после инсульта являются эффективными способами восстановления речи.

Логопеды разработали много разных методик, способствующих возвращению речевой функции. Упражнения для восстановления способности разговаривать нужно повторять ежедневно по 5-10 раз. Эффективные варианты представлены ниже:

Использованные источники: vrachmedik.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Комплекс физической реабилитации при инсульте

  Нии неврологии лечение инсульта

  Причина отека ног при инсульте

  Первая капельница после инсульта

Восстановление речи после инсульта

Нарушение речи при инсульте возникает из-за поражения отделов коры головного мозга, отвечающих за речевую функцию. Потеря речи – тяжелая трагедия, которая может полностью исключить больного из привычной жизни. Отсутствие возможности общаться негативно сказывается на психологическом состоянии человека и мешает выздоровлению. Восстановить речевые способности возможно, но это будет долгий и трудный процесс.

Частичная или полная утрата речи после инсульта называется афазией. В зависимости от того, какие зоны мозга была повреждены, афазия бывает моторной, сенсорной или тотальной. Чем они различаются?

  1. Моторная афазия – больной понимает обращенную к нему речь, способен произносить отдельные звуки и слоги, но не может складывать их в слова.
  2. Сенсорная афазия – этот вид речевого расстройства отличается от предыдущего тем, что больной с трудом понимает речь окружающих. Он может говорить, но его речь бессмысленна или полна ошибок.
  3. Тотальная афазия – это самый сложный вид нарушения речи после инсульта. Человек не способен ни говорить, ни понимать чужую речь.

Тип афазии определяет врач-невролог. Для каждого случая разработаны комплексы упражнений, которые нужно выполнять совместно с логопедом.

Важно как можно быстрее начать восстановление утраченной речевой функции. Приступать к занятиям лучше всего в первые недели после инсульта, так как на начальном этапе терапии пострадавшие участки мозга восстанавливаются наиболее интенсивно. Если этот момент упустить, в дальнейшем будет сложнее заново сформировать связи между отделами мозга и процесс восстановления затянется.

Продолжительность реабилитации зависит также и от степени поражения головного мозга. Для полного выздоровления может понадобиться как несколько месяцев, так и несколько лет.

Как восстанавливать речь после инсульта? Современные методы восстановления речи включают в себя выполнение логопедических упражнений, регулярную речевую практику и вспомогательные процедуры (физиотерапия, медикаментозная терапия, лечебная физкультура). Все мероприятия должны проводиться в комплексе.

Занятия с логопедом

Наиболее эффективный метод восстановления речи – это регулярные логопедические занятия. Логопед для взрослого после инсульта применяет в своей работе упражнения для развития речи и артикуляции, логопедический массаж, иллюстрированные пособия.

На начальных этапах выздоровления после инсульта логопед нередко становится для больного единственным человеком, который понимает его попытки высказаться. Семья должна поддерживать веру больного в логопеда и не обижаться, если с логопедом он разговаривает охотнее, чем с родственниками. Помните, что специалист помогает в самом главном – возвращает человека в круг привычного общения.

Логопеду необходимо быть хорошим психологом. Люди, пережившие инсульт, часто ощущают себя безнадежными. Они очень чувствительны к неосторожно брошенным словам и тяжело переживают неудачи. Встреча с недружелюбным специалистом, который не способен создать оптимистический настрой, может стать роковой для человека с нарушенной речью. Он замкнется в себе и утратит веру в выздоровление.

Что входит в логопедическую программу?

Задача логопеда на первом этапе занятий по восстановлению речи – растормаживание речевых функций больного. Оно производится на основе старых речевых стереотипов. Применяется совместное пение, договаривание предложений, повторение самых необходимых в повседневной жизни фраз.

Наиболее ценен тот материал, который вызывает у больного эмоции и необходим ему для повседневного общения. Это могут быть слова любимых песен и стихов, названия предметов быта, сведения о близких людях, работе и хобби больного. Занятия не должны быть продолжительными, 10-15 минут вполне достаточно. Задания в программе располагаются по принципу «от простого к сложному».

Если человек плохо понимает речь (сенсорная афазия), специалист дает упражнения на соотнесение слова с картинкой, объединение разных слов по смыслу. Для такого больного важно научиться запоминать значения слов и соотносить их со звучанием.

Когда больной затрудняется произносить слова (моторная афазия), логопед предлагает комментировать картинки, подбирать рифмованные слова, повторять слова вслед за ним. Освоив отдельные слова, можно переходить к предложениям.

Если у пациента нарушено функционирование мышц, участвующих в речи (дизартрия), требуются упражнения на артикуляцию. Логопед показывает, как двигаются губы и язык.

Многие логопеды применяют в работе музыкотерапию. Музыка не только улучшает эмоциональное состояние больного, но и вызывает желание самостоятельно спеть любимую песню. Хорошо, если удастся подобрать песни, текст которых человек хорошо знал до болезни. Совместное пение знакомых песен отлично растормаживает речевые функции.

Сложные случаи в работе логопеда

Логопеду намного сложнее работать с больными, которые находятся на поздних, запущенных стадиях афазии. Они отличаются депрессивным настроем. Это люди, погрузившиеся в инвалидность, не верящие, что снова станут полноценными членами общества. Важно, чтобы такой больной с первых же занятий почувствовал результат, иначе он быстро разочаруется в возможностях логопеда и еще больше проникнется пессимизмом.

Самый трудный случай – это люди, которые не занимались с логопедом, но на каком-то уровне смогли спонтанно восстановить речь. Они говорят с ошибками, исключают часть звуков, заменяют одни слова другими. Им свойственны речевые эмболы – это многократные повторения одних и тех же слов или фраз. «Неправильная» манера общения прочно вошла у них в привычку, таким людям сложнее всего начать систематические занятия.

Процесс реабилитации на поздней стадии афазии может растянуться на долгие годы. Именно поэтому так важно, чтобы родственники позаботились о восстановлении речи больного уже в первые недели после инсульта.

Полезны не только индивидуальные занятия с логопедом, но и групповые. Они способствуют преодолению фобии речи и улучшают эмоциональное состояние больных. Этот вид занятий не может быть единственным и основным, он используется в общем комплексе мероприятий по восстановлению речи.

Домашние занятия

В народе бытует миф, что речь после инсульта может «отойти сама». Эта точка зрения ошибочна и губительна для больных. В большинстве случаев человеку, пережившему инсульт, необходима помощь, иначе он может на всю жизнь остаться инвалидом.

Лучший вариант – это занятия в специализированном центре, но не всегда есть возможность попасть на них сразу после выписки из больницы. Индивидуальные занятия с логопедом после инсульта тоже доступны не каждой семье. Как же тогда восстанавливать речь?

Отчаиваться не стоит, ведь заниматься с больным могут и родственники. Для этого не требуется медицинское или логопедическое образование, но лучше предварительно проконсультироваться у специалиста, чтобы не наделать непоправимых ошибок.

Какие ошибки допускают родственники больных?

  • Излишняя торопливость. Часто родственникам хочется как можно быстрее добиться результата, и они дают больному слишком большую речевую нагрузку. Он не справляется с заданиями, чувствует утомление и беспомощность. Настрой больного становится всё более пессимистическим, он может даже отказаться от дальнейших занятий.
  • Речевая изоляция пациента. Разговаривать с больным нужно не только в процессе реабилитационных занятий. Пусть он по мере сил участвует в общих семейных беседах. Не бойтесь обращаться к нему с простыми просьбами и побуждать высказать свое мнение.
  • Обучение отдельным звукам. Такой метод может здорово притормозить развитие речи человека, пострадавшего от инсульта. Он целесообразен лишь в случае крайне тяжелой формы нарушения речи, когда больному нужно напоминать, как двигаются губы и язык при произнесении звуков. В любом случае стоит вести занятия в форме осмысленной беседы. Называйте конкретные слова и фразы, которые используются в повседневной жизни.
  • Многократное повторение одного и того же слова. Не заставляйте больного бесконечно повторять слово, которое у него плохо получается. В этом случае происходит своего рода «зацикливание» и человеку становится трудно переключаться на другие слова и полноценные фразы.

Общие рекомендации для родственников

Важно, чтобы все члены семьи общались с больным на равных. Разговаривайте с ним так, как будто он здоров, не стремитесь упростить свою речь. Вы должны приложить все усилия, чтобы человек поверил в свою интеллектуальную полноценность и настроился на скорейшее выздоровление.

Задавайте вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Разговаривайте с больным медленно и отчетливо, помогайте себе мимикой и жестами. На первых порах, пока пострадавший от инсульта не может высказывать свои желания, применяйте «доску для общения». Это таблица, состоящая из рисунков, которые иллюстрируют базовые потребности. Отлично подходят для занятий детские развивающие книжки.

Человеку, который восстанавливает речь после инсульта, не рекомендуется подолгу смотреть телевизор. Ограничьте время просмотра передач до одного-двух часов в день. Поврежденному мозгу сложно усвоить большой поток информации, и телевизионная речь пойдет не на пользу, а во вред. Выбирайте простые для понимания передачи, которые не вызывают отрицательных эмоций. Больной, скорее всего, захочет их комментировать и это положительно скажется на развитии речи.

Упражнения для восстановления устной речи

Когда больной научится выговаривать слова, можно переходить к коротким фразам. Используйте в занятиях иллюстрации из журналов и детских книг. Комментируйте вместе с больным сюжеты картинок.

Начинайте фразы и побуждайте больного закончить их одним словом, например, «я сегодня ел на завтрак… (кашу)». Показывая картинки, подсказывайте фразы слово за словом. Внимательно слушайте, что пытается сказать человек. Если он не справляется – давайте подсказку, но не прерывайте его речь.

Не нужно дотошно исправлять каждую ошибку больного, из десяти ошибок укажите на три-четыре. Обязательно хвалите его за каждое выполненное упражнение.

Дополнительные методы восстановления речи

Для восстановления речи после инсульта применяются и вспомогательные методы. Они не помогают преодолеть афазию, но оказывают положительное влияние на состояние мозга и умственную деятельность. Больному назначают лекарственные препараты, которые улучшают кровообращение головного мозга и ускоряют его восстановление. Могут применяться также ноотропные препараты, транквилизаторы, адрена- и альфаблокаторы.

Нарушения речи нередко сопровождаются параличом артикуляционных мышц. Для их восстановления эффективны процедуры физиотерапии: электростимуляция, иглоукалывание, магнитная стимуляция.

В редких случаях применяется нейрохирургическая операция, цель которой – улучшить кровоснабжение речевой зоны.

Восстановление речи после инсульта – дело сложное и длительное, его успех в значительной мере зависит от усилий больного и его психологического настроя. Помощь родственников, если она оказывается неправильно, может затормозить процесс выздоровления, поэтому важно, чтобы на начальном этапе с больным занимался логопед. Рекомендации специалиста помогут избежать ошибок и подобрать наиболее эффективные упражнения.

Использованные источники: cardiogid.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Комплекс физической реабилитации при инсульте

  6 месяцев после инсульта дальше что

  Нии неврологии лечение инсульта

Как восстановить речь после инсульта: упражнения и рекомендации

На протяжении некоторого периода времени после инсульта больной испытывает затруднения с речью. Но для полноты восприятия окружающего мира, а также здоровья психики возвращение навыков речевой коммуникации является ведущей проблемой. Восстановить способность говорить следует в максимально сжатые сроки.

Некоторые пациенты проходят реабилитационный период очень быстрыми темпами. Им хватает нескольких месяцев и даже недель. Другим требуется длительная работа с логопедом, чтобы посредством регулярно проводимых занятий к ним вернулось умение общаться с окружающими людьми. Случается, что речь так и не восстанавливается полностью и остается ограниченной.

Как осуществить восстановление речи после инсульта? Что нужно делать? Ответы на вопросы будут даны в этой статье.

Как восстановить речь после инсульта?

Надо отметить, что такой процесс не отличается простотой. Современной медициной в этом направлении широко применяются стволовые клетки. Помимо этого восстановление нервных импульсов проходит при занятиях с логопедом.

Применение стволовых клеток

Можно ли восстановить речь после инсульта посредством стволовых клеток? Современная медицина доказывает, что с подобной терапией организм получает дополнительные душевные силы, у человека повышается стремление к выздоровлению, улучшается настроение. Максимальной результативностью данный метод обладает в том случае, если он был применен в первые дни после случившегося инсульта.

Как восстановить речь после инсульта стволовыми клетками? Такая процедура проводится при амбулаторном лечении. Требуется две процедуры, между которыми должен быть трехмесячный отдых. Лечение начинается с восстановления сосудов. Проводятся процедуры по устранению ишемии, атеросклероза и тромбоза, ликвидируются спазмы.

Сосуды приобретают эластичность, оптимизируется толщина их стенок и сами русла. В тех областях, где был закупорен и разорван сосуд, начинаются образовываться новые коллатеральные пути.

Речь после инсульта

Сроки восстановления речевой функции тесно связаны с площадью поражения нервных клеток в коре головного мозга, которые отвечают за речь. Чем обширнее повреждение мозга, тем более медленными темпами восстанавливается способность говорить. Если за год еще есть надежда вернуть утраченную речь, то со временем темпы реабилитации замедляются.

Организм человека, перенесшего инсульт, постепенно адаптируется к оставшимся дефектам в речи. Поэтому окружающие люди должны проявлять понимание. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы больной замкнулся в себе и был изолирован от людей. Чтобы восстановить утраченную функцию, человек должен больше общаться, принимать участие в различных обсуждениях, выполнять упражнения несложного характера.

Виды нарушения речи после инсульта

Любой вид нарушения речи после инсульта можно постепенно ликвидировать. Чтобы реабилитация проходила удачно и быстро, следует разобраться в специфике дефекта и правильно подобрать лечебную методику. Встречаются такие нарушения, как сенсорная и моторная афазия.

При моторной афазии речь воспринимается больным на слух и даже понятна ему. Однако для человека составляет огромную трудность произносить слова самостоятельно или формулировать мысли. Пациент с трудом читает и пишет. Чаще всего эти функции вовсе утрачиваются.

Что такое сенсорная афазия? Больной может бормотать что-то бессвязное, речь не подлежит его контролю. Навык чтения не утрачивается, но для пациента смысл написанного непонятен. Способность к написанию слов полностью отсутствует.

В результате перенесенного инсульта речи больного присуща сумбурность. При говорении он усиленно жестикулирует, включает экспрессивную мимику и множество различных интонаций. Человек пытается сформулировать свои мысли, но это у него не получается, так как правильное произношение и подбор нужных слов утрачен. Пациент может проявлять агрессию, зачастую плачет. Состояние у него нервозное. После инсульта утрачивается адекватное восприятие окружающего мира.

Как проходит восстановление речи?

Как восстановить речь после ишемического инсульта? После стабилизации состояния больного врачи советуют незамедлительно приступить к мероприятиям, способствующим восстановлению навыков говорения. Чтобы темпы реабилитации были быстрыми, с пациентом должен работать профессиональный логопед, но психологическая поддержка родных людей также крайне важна.

Как восстановить речь после инсульта? Упражнения, разработанные специально для этой цели, широко применяются логопедами. Работа специалиста построена на поэтапном возвращении утраченной функции посредством разных заданий: работы с карточками, раскладывания детского лото, произношения слов по слогам и полностью. Врач может научить больного компенсировать недостаток словесного выражения жестами.

Занятия нельзя приостанавливать даже в том случае, если желаемый эффект долго не достигается. Рано или поздно упорные старания врача и пациента дадут свои результаты.

Основные рекомендации для проведения упражнений

Как восстановить после инсульта средней тяжести речь? Рекомендации относительно того, как проводить упражнения по ее восстановлению, отличаются четкостью. Главной целью занятий является заставить клетки, расположенные в пораженной области мозга, выполнять утраченные функции. Это достигается посредством постоянных тренировок. Больному необходимо слышать живую речь. С ним следует постоянно общаться. Это поможет ему начать воспроизводить звуки.

Что касается произношения целых слов, то в случае полного отсутствия навыка говорения пациенту предлагается произносить отдельные звуки и слоги. С этой целью человеку говорят часть слова или фразы. При этом окончания не договариваются. Пациент должен сам их произнести.

Благотворное влияние на развитие способности к воспроизведению слов оказывает пение. Если петь больному и предлагать ему подпевать, то он намного быстрее восстановит речь. Такой метод отличается высоким уровнем эффективности.

Очень важным является восстановление способности произношения звуков. Возможно, человек способен разговаривать, но за счет сильного нарушения иннервации мимических и жевательных мышц происходит их застывание.

Упражнения для разработки мышц

Как восстановить речь после инсульта? В обязательном порядке требуется разработка лицевых мышц.

  • складывать губы в трубочку;
  • оскаливать зубы;
  • максимально выдвигать язык вперед;
  • слегка прикусывать челюстями то верхнюю, то нижнюю губу;
  • облизывать губы языком в обоих направлениях.

Работа логопеда

После того как будет проведено обследование больного и определен тип афазии, следует немедленно приступить к занятиям с логопедом. Следует отметить, что у трети людей, перенесших инсульт, на момент выписки из больницы речь полностью восстановлена. Конечно, такое возможно, если в больнице имеется логопед, который проводит занятия с пациентом с первой же недели его болезни.

Что такое логопедия?

Логопедия — наука, занимающаяся изучением нарушений речи, разработкой путей их преодоления и предупреждения, методами коррекционной работы. Больные, которые даже после занятий с врачом выписываются с тяжелым нарушением речи, при последующей работе, проводимой с регулярностью, могут справиться с недостатками и приступить к работе.

Методы, применяемые логопедами

С самого начала логопедом проводится «размораживание» нарушенных функций речи на основе прежних стереотипов. Врач проверяет реакцию больного на слабые раздражители, к примеру приглушенное говорение. Работа построена про принципу нарастания уровня заданий от легких к сложным.

Здесь учитывается тот немаловажный нюанс, что подборка упражнений осуществляется индивидуально, с учетом степени поражения речевого аппарата пациента. Принимается во внимание и тип афазии.

Для одного человека будет легко называть предметы, для другого — поддерживать диалог и т. д. Но нельзя постоянно давать легкие задания. Их сложность должна неуклонно расти.

Первое занятие не должно стать для пациента обременительным. В начале реабилитации рекомендуется использование материала, имеющего эмоциональную значимость для больного. Также подбирается и соответствующая смысловая нагрузка.

Что нельзя предлагать на начальных этапах лечения?

Проведение начальных этапов лечения имеет огромное значение. Не рекомендуется предлагать прорабатывать отдельные слова вне контекста и подключать звуки. Для восстановления речи логопедом должны быть созданы всяческие условия для того, чтобы больной как можно быстрее смог поддержать беседу.

Применение пения

После инсульта быстрее восстановить речь поможет пение. Занятия логопеда с включением элементов музыки дают положительные результаты. Если пациент затрудняется закончить предложение, которое начал логопед, то можно предложить прослушивание и пение любимых песен. Необходимо выяснить, какие песни любит и знает больной. В процессе пения слова сначала произносятся пациентом нечетко. Постепенно произношение их улучшается. Такое задание должно протекать в позитивной атмосфере. Больному оно приносит удовольствие.

Сразу после того как пациент сможет произносить слова, следует вызвать у него интерес к самостоятельным занятиям. К примеру, предложить ему вставить в предложения пропущенные буквы или предлоги.

Какие методы применяются для людей с сенсорной афазией?

Для людей с сенсорной афазией применяются наглядные материалы. Больному показывается картинка, которую предлагается срисовать, если это позволяет сделать его состояние. Затем называется слово, символизирующее изображение. Все действия, которые проводятся логопедом, сопровождаются доброжелательными спокойными комментариями: «Давайте поправим подушку», «Поднимите, пожалуйста, голову», «Теперь можете положить голову на подушку». Так можно восстановить речь после инсульта при наличии сенсорной афазии.

Больные с подобным нарушением плохо различают близкие по звучанию слова. Подходящим упражнением является применение рисунков. Пациент должен показать названный предмет. К примеру, выбираются такие пары созвучных слов, как «том — дом», «точка — почка» и т. п.

Продолжительность занятий

Продолжительность занятий и промежутки между ними зависят от индивидуальных возможностей пациента. Средним показателем является 7-15 минут. Через два месяца упражнения можно проводить в течение получаса. Следует также держать под контролем нагрузку речевого и слухового аппарата пациента.

В палате должно быть спокойно, не должно быть включено радио или телевизор.

Помощь логопеда на поздних этапах

Если помощь логопеда не была оказана в первые недели заболевания, то нарушения в речи отличаются стойкостью. И в этом случае восстановить утраченную функцию можно, но работать с больным должен афазиолог, который обладает своими методами.

Поддержка человека, перенесшего инсульт

Очень важно поддержание в больном оптимистического настроя. Персонал больницы, родственники пациента и логопед не должны дать почувствовать человеку, что он инвалид. Иначе человек замкнется в себе и воспримет болезнь как приговор. После инсульта эмоциональная восприимчивость пациентов слишком высока. Ласковое обращение будет в этом случае лучшим помощником в деле восстановления утраченной способности к говорению.

Можно ли проводить самостоятельные занятия под руководством близких людей?

Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях? Самостоятельные занятия родственники могут проводить только с разрешения врача. Здесь важно не переусердствовать. Не следует излишне перегружать больного или же давать ему непосильные задания.

Родственникам зачастую не хватает терпения, и они хотят достичь желаемого результата в короткие сроки. Малая успешность в выздоровлении вызывает у них разочарование, которое выражается в мимике и жестах. Пациент, уловив такую реакцию близких людей, теряет оптимизм и впоследствии может отказаться от проведения лечения. Поэтому на занятиях с логопедом родственники пациента не присутствуют.

Важные замечания

Чтобы восстановить речь и память после инсульта, рекомендуется настойчиво заставлять больного проговаривать названия окружающих предметов. Доказано, что пациенты лучше запоминают предметы, нежели действия.

При общении с человеком, перенесшим инсульт, важно учитывать, что во время параллельного разговора нескольких человек больным плохо различаются звуки и слова.

Тем, кто перенес инсульт, нельзя осуществлять просмотр телевизора более 2 часов в день. Следует подбирать только спокойные интересные передачи. К примеру, любителей спорта спортивная передача побудит к комментариям, что окажет свое воздействие на восстановление речи.

Народные средства

Могут ли восстановить речь после инсульта народные средства? Испытанным методом, употребляемым в народе, является использование нарезанной тонкими ломтями или натертой черной редьки. Ее следует держать во рту. При этом в ротовой полости возникает чувство жжения и покалывания. Также из редьки делается компресс. Его прикладывают к поврежденному лицевому нерву.

Заключение

В статье были рассмотрено, как восстановить речь после инсульта. Процесс этот долгий и кропотливый. Он требует усердия как пациента, так и врача. Терпение, поддержка близких людей, спокойный настрой и четкое следование рекомендациям врача помогут заболевшему человеку справиться с недугом.

Использованные источники: fb.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Комплекс физической реабилитации при инсульте

  Нии неврологии лечение инсульта

  Причина отека ног при инсульте

Как восстановить речь после инсульта

Иван Дроздов 01.03.2018 0 Комментарии

Нарушение речи (в медицине это состояние обозначают термином «афазия») является одним из самых тяжелых и частых последствий, развивающихся после приступа геморрагического или ишемического инсульта. Его возникновение связано с поражением тканей мозга, отвечающих за работу речевого центра. В зависимости от локализации очага поражения афазию классифицируют на несколько видов, каждый из которых проявляется по-своему. Восстановление речи после инсульта возможно, если своевременно приступить к лечению и следовать рекомендациям специалистов.

Нарушения речи после инсульта: почему это происходит?

Потеря речи, возникшая после приступа ишемии или кровоизлияния, свидетельствует о поражении речевого центра, расположенного в левом полушарии. В некоторых случаях расстройство речи возникает при повреждении мозжечка и других участков мозга, расположенных в районе темени, височной и лобной доли.

В зависимости от типа речевого расстройства и затронутых инсультом мозговых центров различают типы афазии:

  • тотальная – возникает непосредственно после приступа, при этом нарушены все функции речи и восприятия сказанного;
  • моторная – речь отсутствует полностью из-за поражения зоны Брока;
  • сенсорная – пациент не понимает обращенную к нему речь из-за нарушения работы центра, отвечающего за восприятие устной речи;
  • амнестическая – спонтанная речь присутствует, однако больной не помнить название предметов, путает буквы в словах;
  • динамическая – из-за поражения тканей мозга, расположенных в задней части лобных долей, пациент не может сформулировать в уме суть высказывания и выразить ее в устной речи.

В зависимости от того, какой мозговой центр поражен, и какой тип афазии диагностирован после инсульта, для пациента составляется программа по восстановлению речи.

Как восстановить речь после инсульта

Восстановление речи после инсульта – длительный и трудоемкий процесс, требующий усилий не только от медицинского персонала, но и непосредственно от пациента и его ближайшего окружения. В большинстве случаев при сенсорном нарушении речи восстановительный процесс проходит медленно и плавно, при моторной афазии – спонтанными всплесками. Например, пациент может не проявлять результаты в восстановлении речи несколько месяцев, после чего показать неожиданный результат и проговаривать целые предложения.

Реабилитационный период по восстановлению речи после инсульта проходит в несколько этапов, состоящих из комплекса следующих мероприятий:

  • медикаментозное лечение для скорейшего восстановления обменных процессов между поврежденными нейронами мозга;
  • работа с логопедом для разработки мышц, отвечающих за произношение;
  • работа с психологом для преодоления психологического барьера, связанного с ощущением собственной несостоятельности и неполноценности;
  • самостоятельные упражнения, регулярно выполняемые в домашних условиях;
  • лечение нетрадиционными методиками – рефлексотерапией, иглоукалыванием и пр.
  • соблюдение диеты и режима дня.

В процессе восстановления речи пациенту и окружающим его родственникам следует придерживаться следующих принципов и правил:

Опишите нам свою проблему, или поделитесь своим жизненным опытом в лечении болезни, или спросите совета! Расскажите о себе прямо тут, на сайте. Ваша проблема не останется без внимания, а ваш опыт кому-то поможет!Написать >>

  • каждое действие согласовывать с доктором;
  • исключить общение пациента с депрессивными людьми;
  • ограничить воздействие раздражающих факторов – громких звуков, многолюдных мест;
  • для обеспечения эмоционального покоя во время занятий включать легкую музыку;
  • не акцентировать внимание больного на его временной ограниченности.

Предельно важно знать меру при выполнении реабилитационных мероприятий. Усугубить состояние пациента может как чрезмерная нагрузка, так и несоблюдение рекомендованных мероприятий.

Работа с логопедом

К занятиям с логопедом следует приступать сразу после того, как пациент пришел в сознание и у него диагностирован тип и степень тяжести речевого расстройства. Основным результатом, на который нацеливается специалист во время работы, является максимальное восстановление речевых навыков, имеющихся у пациента до кровоизлияния или ишемической атаки.

При первом знакомстве логопед оценивает степень заторможенности речевых функций, а также проверяет реакцию больного на звуковые раздражители – шепот, голос. После этого специалистом разрабатывается индивидуальная программа по восстановлению речи, в основу которой заложены следующие базовые принципы:

  • Продолжительность сеансов на начальном этапе до 15-ти минут и дальнейшее постепенное их продление до получаса.
  • Промежутки между сеансами определяются исключительно логопедом с учетом состояния пациента.
  • Задания больному выдаются по принципу от легкого к сложному с учетом типа речевого нарушения.
  • Рабочие материалы подбираются с учетом интересов и значимых для пациента тем.
  • Использование музыкотерапии, если пациенту сложно выговаривать слова и заканчивать предложение. В таких случаях пропевание слов из любимых песен способствует поднятию настроения, расслаблению мышц, отвечающих за речевой аппарат, и улучшению четкости произношения.
  • Применение наглядных материалов при диагностированной у пациента сенсорной афазии. Больному демонстрируется изображение, которое нужно описать или обозначить название предметов. Если состояние пациента позволяет, то он может срисовать картинку или написать ее название.

Не рекомендуется на начальных этапах восстановительного процесса использовать в работе с логопедом следующие методики:

  • усвоение отдельно взятых из контекста и лишенных смысловой нагрузки слов и звуков;
  • постановка чрезмерно легких или несоизмеримо сложных заданий для достижения скорейшего результата.

Во время занятия с логопедом в комнате не должно быть отвлекающих звуков телевизора или радио. Все действия специалиста во время сеанса должны сопровождаться комментариями, произносимыми спокойным и тихим голосом.

Практические упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях

Процесс восстановления речи включает в себя не только занятия с логопедом, но и регулярное выполнение лечебной гимнастики для улучшения работы речевого аппарата в домашних условиях. Комплекс упражнений, периодичность их выполнения и степень нагрузки определяет лечащий врач. Для тренировки мышц, отвечающих за произношение и дикцию, он может назначить следующие упражнения и приемы:

  • облизывание губ языком круговыми движениями в разные стороны – повторить 2-3 раза;
  • поочередное облизывание сначала верхней, а затем и нижней губы – повторить манипуляции с каждой губой до 10-ти раз;
  • одновременно вытянуть шею вперед и высунуть язык, задержаться на 2-3 секунды и возвратиться в исходное положение на это же время – повторить 7-10 раз;
  • губы свернуть трубочкой, вытянуть их как-будто для поцелуя, задержаться на 5-7 секунд и расслабиться – повторить 7-10 раз;
  • верхней губой захватить нижнюю, в течение 3-5 секунд максимально подтягивать ее вниз, после чего расслабить мышцы – повторить до 10 раз;
  • нижней губой выполнить аналогичное упражнение до 10 раз по отношению к верхней;
  • высунутым языком попытаться максимально дотянуться сначала к кончику носа, а затем к подбородку;
  • высунуть скрученный в трубочку язык изо рта и засунуть его обратно – повторить 5-7 раз;
  • не размыкая губ, поочередно касаться языком твердого (расположено ближе к зубам), а затем мягкого (расположено ближе к гортани) нёба;
  • при сомкнутых губах разомкнуть зубы, после чего сделать круговое движение языком между ними сначала в одну сторону, затем – в другую;
  • издавать шипящие звуки, максимально при этом высунув язык изо рта;
  • издавать «цокающие» звуки, щелкая языком по нёбу;
  • громко «чмокать», выполняя губами воздушный поцелуй;
  • улыбнуться, максимально разомкнув губы и оскалив зубы, после чего повторить упражнение, оставляя губы сомкнутыми.

Также эффективному восстановлению речи после инсульта способствует проговаривание скороговорок и пение. Немаловажным является моральная поддержка и позитивный настрой окружающих, внушение веры в успех и скорейшее выздоровление.

Дополнительные методы восстановления речи

Дополнительно для преодоления речевых расстройств пациенту назначают ряд следующих методик:

  • прием лекарственных препаратов для улучшения кровоснабжения мозга и восстановления взаимосвязи между нервными тканями – ноотропы, альфа- и бета-блокаторы, транквилизаторы;
  • физиотерапевтические процедуры и нетрадиционные методики для снятия тонуса артикуляционных мышц – электростимуляция, магнитотерапия, иглоукалывание;
  • нейрохирургическая операция для улучшения кровотока к зоне речевого аппарата – выполняется крайне редко;
  • лечение стволовыми клетками для восстановления целостности нервных тканей, поврежденных при инсульте.

Не стесняйтесь, задавайте свои вопросы прямо тут на сайте. Мы вам ответим!Задать вопрос >>

Для эффективного восстановления речи доктором подбирается индивидуальная методика для каждого пациента, при этом учитывается степень поражения нервных клеток, отвечающих за речевую функцию.

Использованные источники: progolovy.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Нии неврологии лечение инсульта

  Что нить при инсульте

  Комаровский про инсульт

Логопед после инсульта

Восстановление речи у пациентов после инсульта

Формы расстройства речи после инсульта

Логопед восстанавливает речевую функцию у больного после инсульта

Обычно в первые дни после перенесенного инсульта больной совсем не может говорить, он не понимает речи окружающих. Так проявляется тотальная афазия, которая через несколько дней может смениться одной из форм речевого расстройства. Специалисты различают такие формы афазий в зависимости от локализации поражения мозга:

  • Сенсорная афазия — при данной форме речевого расстройства у человека теряется представление о звуках, он не может различать их на слух. Как результат, страдает общее понимание речи — больной слышит одно слово, а воспринимает другое.
  • Моторная афазия — органы артикуляции во рту больного принимают неправильное положение, он совсем не может говорить или искажает звуки речи, заменяет один звук другим.
  • Амнестическая, акустико-мнестическая афазия — пациент забывает названия предметов, действий, качеств, он знает, что хочет сказать, но не находит слов.
  • Динамическая афазия — больной не может связать одно слово с другим, продумать свою речь наперед.
  • Семантическаяафазия — человеку сложно понять смысл сложных речевых конструкций, пословиц, поговорок.

При афазии у человека нарушается не только понимание речи или произношение, после инсульта больной не может читать, писать и считать. Афазия полностью изменяет семейный и социальный статус человека, его отношение к себе самому и к окружающей действительности. Таким образом, к основным задачам речевой реабилитации больного относят не только восстановление речи, но и его социальную адаптацию.

Когда следует начинать реабилитацию больного после инсульта

Реабилитация больного после инсульта — это очень длительный процесс, на полное восстановление речи требуется до двух, а в некоторых случаях и до шести лет. Эффективность восстановления речи часто зависит и от того, когда начинается работа по реабилитации больного.

Как правило, к концу третьей недели после инсульта можно определить основную форму афазии. Именно в этот момент логопед определяет методы работы при данном расстройстве речи, и начинается ранний восстановительный период. Длится этот период до шести месяцев.

По данным исследований, проведенных отечественными и зарубежными специалистами, раннее начало работы над восстановлением речи пациента влияет на скорость реабилитации, способствует более эффективному восстановлению речи.

Хорошего результата можно достичь, если начинать реабилитационную работу не позже чем в первые три месяца после инсульта. При этом необходимо проводить восстанавливающие упражнения для речи не менее трех часов в неделю в течение как минимум пяти месяцев. В некоторых случаях постепенное улучшение речи наблюдается и в более поздние сроки, вплоть до двух лет.

Выбор методики восстановления речи после инсульта

Как показывает практика, у одной и той же формы речевого расстройства могут быть различные проявления в зависимости от особенностей личности пациента. И наоборот. Нередко у больных наблюдаются совершенно одинаковые на первый взгляд симптомы, но механизмы этих симптомов очень отличаются друг от друга. Очень трудно разобраться в специфике расстройств речи, не имея специального образования, поэтому родственники не должны вмешиваться в процесс лечения, и тем более не должны решать, какой метод выбрать для работы с больным.

На раннем этапе восстановления речи логопед применяет методики реабилитации в зависимости от формы афазии. Эти методики направлены на то, чтобы стимулировать понимание речи на слух, создать условия для растормаживания простых, хорошо устоявшихся видов речи, стимулировать больного к употреблению в ответах слов, обозначающих действие. Со временем применяются методики стимулирования чтения и письма.

Восстановление речи больного — работа логопеда

Восстановлением речевой функции у больного после инсульта может заниматься только логопед. Работа по реабилитации речи требует от логопеда не только знаний по педагогике, но и по ряду смежных наук: психологии, неврологии, лингвистике. В профессиональные качества логопеда должно входить умение располагать к себе людей, устанавливать предельно доверительные отношения.

Только специалист по восстановлению речи имеет право выбирать наиболее эффективные методы работы, определять их дозировки и рамки использования, это чисто профессиональная задача. Родственники не могут предлагать больному после инсульта выполнять упражнения для восстановления речи по собственному разумению, и, тем более, выбирать методы логопедической работы. Забота родственников о близком человеке понятна, поэтому, чтобы не навредить лечению, их главной обязанностью является осознанно, аккуратно, даже педантично, выполнять все предписания лечащего врача, помочь больному приготовить задание к следующему занятию, стимулировать его к активной речевой деятельности.

Некоторые люди считают, что неправильно подобранные методы работы логопеда с больным не принесут большого вреда. Такое мнение ошибочно. Неправильное применение приемов работы по восстановлению речи может привести к отрицательным последствиям. К примеру, больной может вообще потерять веру в успешность обучения, его активность может резко снизится, это может стать причиной полного отказа от занятий. Логопедические методы работы, их выбор и осуществление — очень сложный и тонкий процесс.

Помощь родственников в восстановлении речи больного после инсульта

Восстановление организма после инсульта происходит медленно и зависит от индивидуальных особенностей пациента

Родные пациента после инсульта должны как можно больше с ним разговаривать, обсуждать обычные бытовые ситуации, это способствует восстановлению понимания речи окружающих, «речи про себя». Если вам показалось, что больной вас не понял, повторите вопрос четко, громко и медленно. Для успешной реабилитации полезно слушать вместе радио, смотреть телепередачи. Даже обсуждение домашних забот или небольших семейных событий в присутствии больного будет способствовать восстановлению его речи. При этом проконсультируйтесь с логопедом, как правильно себя вести, чтобы не помешать процессу выздоровления. Очень рекомендую книгу «Как вернуть речь. Инсульт и нарушения речи» замечательного педагога-логопеда Т.Г. Визель. В ней вы найдете подробно описанные упражнения для восстановления речи после инсульта. Книга адресована логопедам, педагогам, родителям.

Эмоциональный фактор и его влияние на эффективность восстановления речи

Афазия после инсульта

Чаще всего во взрослом возрасте нуждаются в логопедической помощи (причем срочной помощи) те, кому поставлен диагноз афазия (утрата, распад речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга) чаще всего, после инсульта .

Что делать, чтобы помочь близкому человеку восстановить речевую функцию?

Всем близким больного афазией нужно знать. что первые полгода (максимум год) после появления афазии являются наиболее плодотворными в плане восстановления речи. Поэтому необходимо сразу же выяснить у невролога, какая форма афазии у вашего близкого и найти информацию о том, как заниматься с больным афазией.

Без промедления следует организовать консультацию логопеда (лично или по Скайпу. если квалифицированного специалиста нет в вашем городе) и приступать к занятиям по восстановлению речи. Только логопед сможет определить форму афазии, тяжесть поражения и грамотно подберет пути коррекции речи. Желательно, чтобы первое время после инсульта, ваш близкий имел возможность как можно чаще заниматься с логопедом. Когда степень тяжести проявления афазии уменьшится, появится положительная динамика, вы сможете снизить частоту занятий с логопедом и активно подключиться к занятиям по восстановление речи вашего близкого. Поверьте, все это в ваших силах и вы сможете организовать самостоятельные занятия, чтобы помочь родному человеку снова говорить и понимать речь!

Вам в помощь я предлагаю свои статьи в рубрике Потеря речи после инсульта . Так же вы можете посмотреть Видеоуроки по афазии. в которых я стараюсь собрать самые эффективные приемы и свой положительный опыт по восстановлению речи у моих пациентов. На собственном опыте я много раз убеждалась — если близкие и родные заболевшего афазией с желанием и воодушевлением включаются в процесс занятий по восстановлению речи, эффект бывает замечательный. А что может быть дороже для логопеда, который столько сил вкладывает в свою работу? И как грустно бывает, когда пациента оставляют один на один со своей бедой, потерявшего возможность полноценно общаться.

В любом случае, время не должно быть упущено. так как по прошествии 6-ти месяцев — 1 года шансы на восстановление речевых функций существенно, а чаще всего и необратимо, снижаются.

Очень многое здесь могут делать близкие, если у них будет информация – как заниматься и материалы для занятий по устранению различных форм афазии. даже если организовать занятия с логопедом на регулярной основе не представляется возможным (нет подходящего специалиста или вы слишком далеко живете, чтобы пригласить его на дом).

В таком случае Вы можете получить консультацию и/или курс логопедических занятий по Скайпу (Skype) . что очень удобно для пациентов с афазией, ведь каждый выезд из дома сразу после выписки из больницы — является проблемой. А правильно подобрать методы восстановления речи исходя из симптоматики афазии может только логопед.

Так же вы можете воспользоваться моими видеоуроками . основанными на практическом опыте моей работы с больными афазией. В видеоуроках изложены конкретные упражнения по каждой форме афазии.

На этом сайте будут публиковаться практические материалы по данной тематике, которые могут оказаться полезными для занятий с вашими близкими по преодолению афазии. Буду очень рада, если смогу помочь своим опытом и знаниями всем, кто столкнулся с такой проблемой, как афазия. Успехов вам на этом благородном пути!

Кулакова Наталья Игоревна

Восстановление речи (логопедические приемы) в постинсультном периоде

Как мы уже не раз говорили, обширность зоны мозгового поражения практически напрямую способна влиять на степень тяжести речевых расстройств, возникающих после инсульта. Подобные расстройства, как правило, оказывают наиболее негативное воздействие на пострадавших от мозгового удара, так как вместе с функцией речи пациенты теряют функции социальной коммуникабельности, что способствует полной дезадаптации больных после инсульта.

Афазия после мозгового удара

Важно также понимать, что восстановление речи после инсульта обычно происходит наиболее медленно, если сравнивать его с процессом восстановления двигательных или иных функций. Более того, восстановление речи, к сожалению, далеко не всегда оказывается полным, по крайней мере в первый год реабилитационного периода после перенесенного инсульта.

А дело здесь в том, что при полной сохранности сугубо физических параметров и функций так называемого речевого аппарата (ведь гортань, губы, а также небо и язык остаются физиологически нормальными после инсульт-патологии) у пострадавшего происходит существенное расстройство специфических речевых отделов, располагающихся в головном мозге и пострадавших после кровоизлияния в мозг.

Что такое афазия и каковы ее основные формы?

Для того, чтобы точно понять, как восстановить речь у пострадавшего после инсульта желательно разобраться в механизме развития афазий. Итак, как вы вероятно поняли, в медицинской среде те или иные нарушения речи, связанные (или не связанные) с состоянием инсульта называются афазией. Иными словами, афазия в той или иной ее форме – это всегда системное поражение речевой деятельности, в результате определенного поражения коры головного мозга.

Сами медики различают несколько основных видов афазии, возникающей после мозгового удара, которые мы представим в виде таблицы:

Использованные источники: heal-cardio.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Комплекс физической реабилитации при инсульте

  6 месяцев после инсульта дальше что

  Нии неврологии лечение инсульта

Первостепенная задача после инсульта — восстановление речи

Инсульт – заболевание, которое занимает 3-е место по распространенности среди людей. Чаще всего этот недуг приводит к инвалидности.

Но заболевание подается лечению, в результате которого можно снизить негативные последствия для организма. Успех терапии напрямую зависит от своевременного оказания помощи.

При правильном лечении в течение часа после приступа можно предотвратить инвалидность.

По каким причинам возникает нарушение речи?

Самым тяжелым последствием инсульта является нарушение речевой функции.

В результате теряется возможность общения между людьми, а у пациента начинают формироваться первые признаки депрессии.

Причина нарушения речи после инсульта заключается в поражении речевых зон мозга (зона Вернике и Брока).

Они расположены в задней трети верхней и нижней височной извилины. Если поражение было нанесено зоне Брока, то человек теряет речь полностью, если Вернике – речь становится бессодержательной.

Как не проспать всю жизнь, или что такое гиперсомния? Как избежать такой неприятности и какие симптомы указывают на патологическую сонливость?

Виды афазии

Афазия – системное нарушение уже сформированной речевой функции. Такой патологический процесс наносит свое негативное влияние различным формам речевой деятельности.

Различают следующие виды афазии:

  1. Моторная – поражается зона Брока. Результатом такой патологии служит полное отсутствие речи.
  2. Акустико-гностическая – поражается зона Вернике. Нарушается анализ и синтез, фонематический слух, приводящий к невозможности понимания обращенной речи.
  3. Афферентная моторная – поражаются нижние отделы постцентральной коры. Пациенту трудно отыскать отдельную артикулярную позу, чтобы воспроизвести звук.
  4. Амнестико-сематическая – поражаются задневисочные и переднетеменные отделы коры головного мозга. Пациент забывает явления и предметы, происходит нарушение понимания грамматических конструкций.
  5. Динамическая – поражаются заднелобные отделы головного мозга. Человеку трудно выстроить внутреннюю программу высказываний и реализовать ее во внешней речи.

Речевая функция — это важно очень!

Восстановление речи после инсульта — задача №1.

Конечно, нельзя утверждать со стопроцентной вероятности, что удастся восстановить речевую функцию полностью.

Пациент должен выполнять целый комплекс специально разработанных мероприятий, и только после четкого их выполнения можно говорить о заметных результатах.

Чтобы восстановительный период прошел очень быстро, в первое время занятия с пациентом должны проходить вместе с его родственниками.

Тогда близкие смогут запомнить нужные логопедические занятия и выполнять их в домашней обстановке.

Процесс восстановления речевой функции

Чтобы быстрее восстановить речь после перенесенного инсульта – требуется вовлечения в процесс не только врачей, но и самого пациента с его родственниками.

Именно от этого и будет зависеть, как быстро произойдет процесс восстановления, а также сможет ли человек вернуться к обычной жизни.

Как же быстро и наименее болезненно восстановить речь после инсульта?

Для этого разработан целый комплекс мероприятий:

  • медикаментозная терапия;
  • занятия с логопедом;
  • упражнения;
  • хороший уход.

Посещение логопеда

Задача логопеда – это произвести восстановление речи, основываясь на прежние речевые стереотипы, которые были у пациенты до перенесенного инсульта.

Здесь логопед узнает реакцию пациента на слабые раздражители: тихий голос и шепот.

Процесс должен начинаться с легких занятий, постепенно переходя более трудным. Для каждого пациента подбирается индивидуальная речевая нагрузка с учетом степени нарушения речи вида афазии.

Например, на первом занятии для одного человека будет несложно называть предметы, а для другого вести общение.

Не рекомендуется ставить очень легкие задачи, степень сложности должны все время возрастать.

Первые занятия для речевого растормаживания должны включать материал, значимый для пациента по смысловому и эмоциональному содержанию.

Очень положительно влияет на выздоровление человека музыкотерапия. Если пациенту трудно закончить предложение, начатой врачом, то можно дать ему прослушать и спеть любимые песни.

Важным моментом остается выяснение песни, которая больше всего ему нравится. В процессе пения он начнет нечетно произносить слова песни, но со временем его речь начнет приобретать четкий характер.

Такие занятия проходят в позитивной обстановке, поэтому пациенты с радостью их выполняют.

Если у человека имеется сенсорная афазия, то применяют наглядные материалы. Ему демонстрируют изображение, а затем предлагают его срисовать и назвать слова, обозначающие предмет на картине.

При этом весь рабочий процесс должен сопровождаться комментариями, которые произносятся спокойным и тихим голосом.

Первые речевые занятии после инсульта не должны превышать 7–15 минут. Спустя два месяца продолжительность можно увеличить до получаса.

Обязательно нужно контролировать речевую нагрузку на слух. В палате должно быть тихо, поэтому нужно отключить радио или телевизор. Посторонние звуки истощают и утомляют человека, перенесшего инсульт.

Занятия с больным в домашних условиях

Проводить занятия с пациентом в домашней обстановке можно только после того, как было получено одобрения врача.

Очень важно не навредить: не давать излишнюю речевую нагрузку или сложные упражнения, иначе так можно разрушить оптимизм пациента.

Бывают случаи, когда близким людям не хватает терпения, они желают уже в скором времени услышать внятную и вразумительную речь.

Неуспех пациента вызывает у них разочарование, что сразу же сказывается на их мимике. Человек, перенесший инсульт, теряет позитивный настрой и может в дальнейшем вовсе отказаться от занятий.

Эффективные упражнения

Для восстановления речи в домашних условиях используют специальные упражнения, для здорового человека они покажутся уж очень простыми, но надо понимать, что для пациента после инсульта очень трудно даже шевелить губами.

Выполняют следующий комплекс упражнений:

  1. Втянуть губы трубочкой и возвращать в исходное положение. Длительность втягивания и отдыха составляет 5 секунд.
  2. Захватить верхними зубами с напряжением нижнюю губу, а затем отпустить. Время захвата и отдыха – по 5 секунд. Аналогичные движения выполняются, но только уже для захвата верхней губы нижними зубами.
  3. Максимально высунуть язык, одновременно вытягивая шею, задержаться на 3 секунды, затем отдых 3 секунды.
  4. Облизывание губ, начинать нужно с верхней губы, перемещаясь, справа налево, а после слева направо. Аналогичные движения выполнить с нижней губой.
  5. Сложить язык трубочкой, высунуть его на 3 секунды, затем сделать отдых.
  6. Дотянуться кончиком языка до неба.
  7. Проговаривание скороговорок.

Лечение стволовыми клетками

Такая терапия направлена на обновление и восстановление пораженных инсультом тканей и сосудов. Роль стволовых клеток направлено на распознание пораженных очагов и замену отмерших нейронов здоровыми клетками нервной ткани.

Представленная процедура включать в себя следующий план действий:

  • используя биоматериал пациента, выделяют стволовые клетки;
  • полученный материал выращивают до необходимого объема;
  • вводят стволовые клетки внутривенно с промежутком в 2 месяца два раза.

После такой терапии удается восстановить целостность ткани головного мозга и его функционирование, нормализовать защитные функции организма, улучшить самочувствие, повысить, жизненны тонус.

Другие методы

Восстановить речевую функцию у человека могут и другие методы терапии, назначить которые может только опытный специалист. В таком случае могут проводить следующее лечение:

  1. Физиотерапия. Она заключается в электростимуляции речевой мускулатуры. Ее целесообразно применять при моторной афазии. Но сегодня этот метод лечения не получил такого широкого применения.
  2. Иглорефлексотерапия. Ее применяют для коррекции артикуляции и улучшения звена речевой деятельности. Целесообразно использовать такую терапию при моторной афазии.
  3. Функциональное биоуправление. Такой метод основан на визуальном контроле деятельности речевой мускулатуры. Не рекомендовано использовать функциональное биоуправление для пациентов с расстройством понимания. После таких мероприятий удается улучшить звено речевой функции.

Сложности реабилитации

Восстановление речевой функции после инсульта – это очень трудоемкий и сложный процесс.

Но такая реабилитация является обязательной, так как только таким образом удастся восстановить нормальное общение пациента с окружающими его людьми, обеспечить психологический комфорт и вернуть человека к прежней жизни.

Если поражение небольшое, то реабилитация проходит быстро. Достаточно провести несколько занятий с логопедом на протяжении месяца и речь снова станет связной. Параллельно проводится восстановление других функций организма с помощью ЛФК.

В остальных случаях на восстановление речевой функции придется приложить максимум усилий. Здесь нужно постоянно заниматься, продолжительность реабилитации может затянуться от 4-х месяцев до 2-х лет.

Инсульт – это очень опасное заболевание, последствием которого становится нарушение речевой функции, артикуляции. Но возвратить речь после инсульта можно только при постоянных занятиях.

Скорость восстановления зависит от различных факторов: степени поражения, типа афазии.

Использованные источники: neurodoc.ru